Но (яп. 能, но:, «талант, мастерство») — жанр японского традиционного драматического искусства, вид театрального музыкального представления.

Историческая справка

Возникновение театрального искусства вообще, и театра но в частности, принято относить к последней четверти XIV века. Считается, что развитие но как высокого театрального искусства получило начало в 1375 году в городе Нара, в храме Касуга с благословения и поддержки молодого сёгуна Японии Асикаги Ёсимицу.

Родоначальниками этого вида театральных представлений считаются Канъами Киёцугу (1333—1385) и его приемник Дзэами Мотокиё (1363—1443).

В то время но представлял собой довольно безыскусный жанр развлечения для простонародья, включавший в себя элементы дэнгаку (яп. 田楽, связанные с синтоистскими религиозными ритуалами), саругаку (яп. 猿楽, вид акробатических представлений, трансформировавшихся позже в песенно-танцевальные постановки), традиционные китайские танцы и песенные баллады, сформировавшие устные традиции народного искусства.

Элементы но
Но претерпел довольно мало изменений со времён периода Муромати. Несмотря на некоторое уменьшение репертуара театра (в период своего рассвета в но исполнялось свыше тысячи пьес), интерес к этому жанру не исчез и в новое время (так, одна из популярнейших пьес но была написана в конце XIX века), хотя в репертуаре осталось не более 250 пьес.

Возможно, такая долгоиграющая популярность связана с неизбывной пышностью и красотой постановок театра но, которые вряд ли можно найти где-либо ещё. Не случайно имя но зачастую связывают с понятием югэн, благодаря благородству и элегантности театрального действа (особенно это касается пьес, посвященных жившей в период Хэйан поэтессе и известной красавице Оно-но Комати, рассказывающих о её пожилых годах, когда она потеряла былую красоту и положение, но не утратила своего блеска). Строгая простота и грация но делает этот вид драматического искусства поистине уникальным.

Кроме того, в пьесах но присутствует некая отвлечённость, основанная на стремлении показать зрителям не формы и внешние атрибуты персонажей и явлений, а их потаённую сущность и дух. Но - это своеобразный песенный жанр, хотя собственно негромкие протяжные песнопения занимают сравнительно мало места в постановке, уступая быстрым речитативам. Музыка не является основным элементом представления, однако тексты предстают в поэтической форме в традиционном японском размере 5-7 (который позже перерос в жанр японской поэзии хайку); они не столь эмоциональны, но полны тонких намёков и скрытого смысла.

Испонители ролей в театре но делятся на четыре основные категории: ситэ, ваки, кёгэн и хаяси.

    * ситэ — наиболее распространённая категория актёров но. Она включает в себя следующие разновидности:
          o ситэ (яп. 為手, основной актёр). В пьесах, где ситэ появляется вначале как человек, а потом как дух, первая роль известна как маэситэ, а следующая как нотиситэ.
          o ситэцурэ (яп. 仕手連れ, партнёр ситэ)
          o дзютай (яп. 地謡, хор, обычно 6-8 актёров)
          o кокэн (яп. 沽券, актёры второго плана, 2-3 человека).
    * ваки (яп. 脇) играют противоположных или дополняющих ситэ персонажей.
    * вакицурэ (яп. 脇連れ, партнер ваки).
    * кёгэн (яп. 狂言) исполняют интерлюдии-айкёгэн. Они так же играют в самостоятельных пьесах в перерывах между актами но.
    * хаяси (яп. 囃子) — это музыканты, играющие на четырёх традиционных для но инструментах: флейте и трёх разновидностях барабанов.

Обычно в постановке но участвуют все категории актёров. Представление длится от 30 до 120 минут. Сами представления тематически делятся на пять типов:

   1. божественные
   2. военные
   3. женские
   4. смешанные
   5. демонические

Камиута (яп. 上歌) является самостоятельным типом постановок, сочетающих танец и синтоистский обряд. Такие пьесы считаются старейшими в репертуаре но.

Маски Но
Одним из наиболее отличительных свойств постановок но является традиция ношений масок (яп. 能面, но: мэн или яп. 面, омотэ) как основным персонажем (ситэ), так и его партнёром (цурэ). Маски преображают ситэ в старуху, юнца, женщину или сверхъестественное существо. Маска, однако, не надевается, когда ситэ играет зрелого мужчину. Актёры-подростки (коката, яп. 子方), и актёры, играющие персонажей второго плана, масок не надевают.

Маски вырезаются из дерева, зачастую для этого используется кедр. Они затем покрываются гипсом и разрисовываются, при этом некоторые маски являются выдающимися скульптурными произведениями в японском искусстве. Типов масок существует довольно много, что требует определенного их знания для того, чтобы отличать их друг от друга.

Другой отличительной чертой но является веер, который может выступать в пьесе как символ различных предметов (меч, трубка, бутылка и т.д.).

Сцена
Пьесы но исполняются на открытой сцене с декорацией (яп. 鏡板, кагами-ита), на которой изображена сосна (очевидно олицетворяющая синтоистское поверье, что боги спускаются на землю с небес по сосне). Подобие авансцены — хасигакари (яп. 端掛かり, букв. «место паузы») представляет собой помост, ведущий к правой части сцены — места появления в игре персонажей. Сцена традиционно изготавливается из японского кипариса (хиноки, яп. 檜). Вдоль хасигакари устанавливаются три небольшие сосны, возле которых актёр во время выхода может останавливаться, чтобы произнести реплику до появления на самой сцене.

Перед декорацией располагается группа музыкантов, которые сопровождают танцы и актёрские монологи специфической, таинственной музыкой. На левом краю сцены находится хор певцов, сидящих в два ряда, сопровождающих переход от монолога персонажа или повествования к танцу. Всё это формирует богатый повествовательный фон к основной игре актёров. Небольшая труппа, минимум антуража и декораций, отсутствие сценария дают место для полёта фантазии зрителей.

По контрасту с простотой сценического оформления, костюмы актёров, особенно ситэ, выделяются своей роскошью (зачастую, они изготавливаются из богатой парчи).